понедельник, 6 октября 2025 г.

Есть что почитать

Заново открываю для себя Ч.Айтматова. Расскажу о его повести «Пегий пес, бегущий краем моря».

К таким текстам подступаешься с трепетом. Они дышат временем, эпичны, не принадлежат четкому отрезку лет или суши. Они вне, над. Над земным, над материей, над осязаемым и обозримым и в то же время слиты, соединены с природой, с нерукотворным, дышат, пульсируют, испытывают жажду и утоляют ее. Время в повести бежит лицами по воде, летит совой Агукук, обтекает сосцы женщины-рыбы.

Повесть о раннем взрослении, об обнаружении и принятии того знания, с которым ты уже рожден. Оно явится тебе, просто не сразу. Но при этом оно с тобой всегда и перетечет в твое продолжение. Сам Ч. Айтматов, прощаясь с отцом на вокзале, десятилетний мальчик, предчувствовал, что больше не увидит его. Теперь он, Чингиз, - глава семьи. Настоящее знание как предчувствие, глубокое сознание в себе того, что еще не пришло, не явилось во плоти, но уже есть, летит совой Агукук. 

Люди в повести обретают черты, свойства животных. Млгун - похож на моржа, Кириск пьет с девушкой по-оленьи, Орган подобен соколу вблизи кончины. Но смерть не как конец, а как уход - куда-то, перетекание-перерождение во что-то, в кого-то. И так было и будет. Конца нет. 

Повесть о страхе и вере. Смелость идёт от веры. Вера связана со знанием себя, с доверием к жизни, ее сокрытому от глаз знанию. Знание себя опирается на ценности=звезды, которые ведут тебя даже тогда, когда кругом сплошь один плотный туман. И именно они - ценности и смыслы - создают твердь, опору под ногами. 


Мне нравится, как мальчик называет старика. Словно примеряясь к нему, «прицеливаясь», равняясь на него. Он его зовет двукратно: «Аткыч! Аткыч!» Аткыч с кирг. «стрелок». Орган - стрелок, то есть тот, кто видит=знает цель (основанную на ценностях), знает, куда плыть, видит в тумане, как сова Агукук. И может вынести это знание на плечах. Знание не губит его, а примиряет с природой, он понимает, что ему открыта лишь поверхность воды, а глубина - во тьме, в рыбе-женщине.

Айтматов осмелился написать о том, чего не впитал. Выросши в степи, написать о море.

Но он хорошо знал стихию ветра. Именно она роднит степь и море. Эту стихию хорошо знаю сама, так как выросла в степи. И особенно радовалась, когда забуранит и не надо идти в школу. Потому что либо снесет, либо вовсе не выйдешь из дома: сугроб до крыши. Потому в доме несколько дверей, а еще родня рядом кучкуется и идет с лопатой на обход, откапывать. А ты как медведь в берлоге, максимально приближен к дикому, порывистому, чего не обуздать и не приручить.

Самый глубокий момент, сильный - не поочередный уход близких, а встреча Псом мальчика. Пегий пес ждал больше матери. Он знал=верил, что мальчик вернётся. Ещё тогда знал, когда тот уходил в море. 

Повесть о взрослении, инициации, повесть воспитания. Мне нравится слово «воспитание», но то, что без назидательности. Питать. А что потом, когда напитаешься соками? Отдавать их, учить других, как делал Орган. Потому в нас текут соки не только предков, но и учителей от Бога, близких друзей. 

В повести более всего питает миф. Слово. Память рода. Миф - то, что связывает с истоком, источником воды, жизни, твоей сутью, чашей грааля. Для старика чаша - это женщина-рыба, для мальчика - мышка, синяя как море. Жизнь как гигантская, нескончаемая игра. Ты теряешь (мол.зуб, жизненные соки и т.д.) - и просишь Мышку даровать. И тебе даруется.

По сути на глазах вырастает новый миф, наблюдаешь его сотворение. Сириск, спасенный родичами в обличиях звезды, волны и ветра, понимает, что это будет его Именная песнь, песнь его рода.

Рождение мифа из испытания, из драмы, потери - которая не =смерть, а просто перетекание энергии жизненной в другую форму (звезды, слова, памяти).

Вода размывает личные границы, все по сути - текучая энергия.

Когда лодка уже не держит курс, дрейфует, болтается в море, она все равно движется, течет - по времени, по дням, ночам. Лодка плывёт, просто ты об этом не знаешь или не должен знать до поры.

А для человека в лодке - предельно обездвиженного, дезориентированного, усохшего, как старое дерево, замедленного - создаются условия для максимальной внутренней фокусировки, настройки, нет лишнего сора. Мне нравится имя старика Орган - именно он схож с настоящим инструментом, синхронен этому миру. Он читает его как книгу, где знание колышется вне слов. Он считывает человека, его эмоции. 

Этому учится и мальчик. Чтение другого человека, понимание его, проникновение, перетекание в него как высшее знание. И мальчик просит Мышку уже не для себя, а для нас:

 «Синяя мышка, дай нам воды!» Как молитва. 

 Растворяются сущности Я и Отец. Есть единое Мы.

Лейда Александровна Мурманцева

Комментариев нет:

Отправить комментарий